Все преобразования в нашей стране всегда происходят рекордными темпами. Те же самые американцы и японцы имели время для развития высшего профессионального образования. А у нас образовательные стандарты не имеют статуса поколения и устаревают раньше, чем они к нам придут. Для решения этой проблемы необходимо взаимодействие. И в этом взаимодействии важную роль должны играть работодатели. Потому что без них образовательные стандарты мы создаем для себя. Качество образования зависит от всех.

Баразгова Евгения Станиславовна

Вопрос сокращения штата преподавателей - это вопрос эффективности: можно выполнить работу ста китайцами или купить итальянский обрабатывающий станок. Вопрос только в том, что вы хотите получить в конце. Поэтому, если говорить об УрФУ как об исследовательском университете, нам нужны, в первую очередь, преподаватели-исследователи - преподаватели, которые проводят научные исследования, но при этом готовы реализовывать образовательный процесс. Смотрите, если какой-нибудь исследовательский центр берет специалиста, то главная его задача получить готового компетентного специалиста и загрузить его работой. Если в качестве работодателя выступает вуз, то, наоборот, он берет абсолютно некомпетентного человека и его задача – нарастить компетенции человека в процессе его работы. Вот чем вуз отличается от научно-исследовательского института. Это совсем другая история, чем просто создавать образовательные программы и читать лекции. Если человек готов развиваться в научном направлении и работать в такой среде, то он наш. Если человек говорит: «Нет, я не хочу», тогда, наверное, он более комфортные места для себя должен поискать.

Кортов Сергей Всеволодович

Поскольку наш регион, так или иначе, промышленный, поэтому от Высшей школы ждут кадрового обеспечения промышленного производства. И даже не промышленного, а вообще кадрового обеспечения экономической деятельности. Это означает, что от Университета ожидается выпуск специалистов, которых можно ставить на функциональное рабочее место и они, после краткого «курса молодого бойца», полностью овладевают тем функционалом, которого от него требует работодатель. Но проблема является в том, что возникает разрыв между ожиданиями работодателя по компетенциям выпускника и теми компетенциями выпускника, которые он способен предъявить работодателю. И получается, что чем выше наукоемкость и сложность деятельности, тем больший срок и тем большие деньги нужно тратить работодателю, чтоб довести выпускника до нужного ему (работодателю) уровня функциональной компетенции. Это с точки зрения содержательной части. Второй набор претензий работодателя – это социализация выпускника в коллективе, на предприятии. Вузам предъявляют претензию, что мы не учим работать в команде. Даже если человек обладает неким содержательным функционалом, он не умеет работать в команде, он не умеет выстраивать отношения со своими коллегами, партнерами, он не понимает, что такое корпоративная этика, корпоративная культура и что с этим делать, т.е. он асоциален и работодателю приходится тратить какие-то средства и время на социализацию. И государство еще предъявляет третью претензию: выпускники вузов не обладают предпринимательскими компетенциями, т.е. они подготовлены как работники, но вы их не готовите как работодателей. Следовательно, этот человек уже должен получать предпринимательские компетенции за пределами Университета для того, чтоб работать в роли работодателя. Есть еще четвертое – это структура подготовки. То, чему учат в вузе, сильно не соответствует тому, чего ожидает структура экономики. Речь идет о дисбалансе по компетенциям и структуре подготовки, и структуре кадровой потребности экономики.

Кортов Сергей Всеволодович

Выпускников в области IT технологий мы готовим за бюджетные деньги. Причем таких, что поискать еще по всей стране. Если к тому же студент закончил магистратуру, то стоимость его обучения под миллион рублей тянет. Государство потратило, а предприятие получает наших выпускников практически бесплатно. А IT индустрия у нас практически вся частная. Получается, что бизнес имеет специалистов почти даром. Компания в 10-20 человек не платит таких налогов, чтобы одного выпускника подготовить. Компании могли бы вкладывать деньги в образование, но проблема в том, чтобы легальность оказания спонсорской помощи, не была бы «наказуема» налогами. Я знаю много стран, где спонсорство вообще налогом не облагаются. Почему у нас этого нет? Я не понимаю. Отговорки понятные – начнут мухлевать. Будут нарушения – контролируйте. Отдельные компании готовы были бы оказывать спонсорскую помощь. В том числе это наши выпускники, которые неравнодушны к университету и готовы помогать. Они понимают, что их помощь напрямую может влиять на кадры, которые мы подготовим. Они на перспективу считают. Но легальные механизмы настолько невыгодны!

Русаков Сергей Владимирович 

Вузы часто критикуют за то, что они якобы не знают или не учитывают требования работодателей при обучении студентов, готовят «полуфабрикаты» и т.п. В такой форме эта критика носит абстрактный характер, а люди, произносящие эти слова, не понимают, какие задачи призвана и может решать система высшего образования. Мы сейчас не обсуждаем, к сожалению, всё еще встречающуюся ситуацию, когда плохие вузы выпускают специалистов, не обладающих элементарными базовыми компетенциями. Но это не вопрос отношения с работодателями, а вопрос аккредитации этих вузов, и работа по закрытию некачественных вузов и их филиалов активно ведётся последние годы. Мы говорим фактически о претензиях, предъявляемых к университетам, которые связаны с кажущимися длительными сроками адаптации выпускников основной массы хороших вузов к конкретным задачам конкретных работодателей. Проблема быстрого встраивания выпускника в производственный процесс вечна. В советское время её пытались решить с помощью так называемой «целевой интенсивной подготовки студентов (ЦИПС)». Юридической базой ЦИПС была система обязательного распределения выпускников. В тех условиях вуз заключал договор с крупным работодателем (заводом, научно-производственным объединением), и студенты целевой группы уже с 3-го курса закреплялись за конкретным подразделением предприятия, изучали его задачи, получали соответствующие знания. После завершения учебы они были обязаны отработать минимум 3 года на предприятии. Да, таким образом можно было решить задачу быстрой адаптации, но и то, только для небольшой части студентов-участников ЦИПС, поскольку программа ЦИПС могла быть реализована только с крупными предприятиями. Сейчас для таких форм взаимодействия с работодателем нет юридической базы, и, думаю, далеко не все согласятся, что она вообще нужна. Что сейчас может сделать конкретный работодатель (и многие уже делают это) для того, чтобы «заточить» будущих выпускников на собственные задачи? Крупный работодатель должен прийти в вуз, создать свой центр профессиональной ориентации, на добровольной основе привлечь туда студентов, обеспечить студентам возможность стажировки (желательно оплачиваемой), а главное, предложить привлекательную заработную плату по окончании вуза. Вот тогда работодателю придут подготовленные к его задачам и технологиям специалисты.

Грудзинский Александр Олегович

Существует стереотип: система высшего образования готовит для экономики. А ведь экономика порой знает, что для нее кого-то готовят. Мы притягивали и притягиваем образование к экономической системе, а ведь в ней образование не всегда оценивается по достоинству. Например, я полагаю, что в «Toyota» или «Sony» поощряют работников за университетские дипломы, но это, скорее всего, дополнительный элемент мотивации, но не обязательное требование к квалификации. На самом деле, я считаю, что экономика и университеты могут быть независимыми величинами. Пусть они развиваются сами по себе. Пусть в высшем образовании будут «полезные, щегольские и вредные науки» (как по Татищеву). Знаете, как говорят: от философии пользы почти никакой, но и вреда мало; от физики польза огромная, но и вреда много. Так вот и от высшего образования: вреда немного и даже польза есть в экономическом плане.

Бекарев Адриан Михайлович

Вуз - работодатель Связь между вузами и работодателями – это вообще интересная и непростая вещь. Если бы работодатели платили деньги вузам за то, что ВУЗ будет обучать студентов так, как им надо, было бы прекрасно. Но у нас ведь всё по-другому. Возможно, мы сами виноваты. Возможно, вузы сами должны подстраиваться под требования работодателей.

Чернышев Олег Николаевич

Все лозунги, все попытки связать высшее образование с работодателями через образовательные стандарты, экспертизу образовательных программ, заседания в аттестационных комиссиях на содержание образования оказывают крайне незначительное влияние. Вопрос в том, кто из наших выпускников, как и куда трудоустраивается. И вот здесь-то, именно в этой ситуации связь «вуз – рынок труда» складывается стихийно. Но эта ситуация отражает действительные связи, потому что происходит репутационное оценивание обществом того, куда могут трудоустроиться выпускники одного вуза, а куда – выпускники другого. Многое определяет тот факт, кто придет в качестве абитуриентов. Предпочтения абитуриентов социум как в «черном ящике» переваривает и выдает результат, который периодически можно ретроспективно интерпретировать и понимать.

Кислов Александр Геннадьевич

У нас получилось, что отрасли ждут специалистов, а высшая школа уже давно не готовит их. Отрасль здесь, а мы пошли мимо. Взаимодействие работодателя и университета взаимовыгодно. Работодатель в этом случае понимает образовательную модель, преподаватель, который работает в вузе, понимает, что работодатель дает ему работу. И это значит, что он будет стремиться к тому, чтобы повысить свои компетенции, знакомясь с работой, выполняя какие-то научно-исследовательские работы.

Мехренцев Андрей Вениаминович

Часто работодатель хочет минимизировать свои затраты по доучиванию выпускников, а университет часто надеется, что они будут это делать. В этом возникает противоречие. Не согласована зона ответственности за профессиональное обучение. Все западные корпорации выпускника доучивают, это нормально. Для этого специально закладывается бюджет, а у нас не хотят, считая, что заплатили налоги и этого будет достаточно. Вся ситуация в высшей школе связана с лоббизмом наших олигархов с точки зрения подготовки инженеров, которые хотят сэкономить деньги за счет бюджета.

Клюев Алексей Константинович