Проект «5-100» - это формирование исследовательской, международно признаваемой компоненты в деятельности вуза. И если вуз хочет у себя формировать такую исследовательскую компоненту, тогда ему это надо. Есть огромное количество вузов, которые не хотят этого делать, потому что это очень дорого, очень амбициозно, влечет огромное количество внутренних изменений. Если говорить, что проект «5-100» это и есть стратегия УрФУ, это не так. «5-100» - это возможность для УрФУ увеличить и улучшить исследовательскую компоненту в своей деятельности. И если мы такую цель ставим, значит это благо. Если мы наращиваем исследовательскую компоненту и совмещаем ее с учебным процессом, это и есть исследовательский университет, т.е. человек поступает не на образовательную программу, а в исследовательский проект учиться и учитесь, работая исследователем. Это очень серьезная трансформация.

Кортов Сергей Всеволодович

Я считаю, что увеличивать число иностранных студентов можно только тогда, когда мы создаем качественный образовательный продукт и качественную среду обитания для иностранных студентов. Только тогда возможна стратегия увеличения числа иностранных студентов. Пока в УрФУ, с моей точки зрения, нет достаточного количества качественных образовательных продуктов и тем более нет качественной среды проживания для иностранных студентов. Просто увеличение иностранных студентов разрушает университет.

Кортов Сергей Всеволодович

Я к структурной оптимизации высшего образования (слиянию вузов) отношусь спокойно. Если это самоцель, то это глупость. Если от этого можно получить какой-то синергетический эффект или создать какой-то проект, то это возможно. Конечно, понятно, что от этого слияния 1,5 - 2 года в лучшем случае никто не будет заниматься делом, все будут сливаться. Всегда должна быть какая-то стратегия и идея. Вот мы, когда создавали федеральный университет, нам говорили: «Присоедините к себе еще Лестех». Но зачем нам присоединять, мы не понимаем, как нам работать с Лестехом. Слияние с Лестехом не укладывается ни в одну из тех компетенций, которую мы хотим в УрФУ развивать. Поэтому, если есть какая-то идея ключевая, то, наверное, в этом слиянии есть какой-то смысл, а если нет, тогда нет смысла сливания.

Кортов Сергей Всеволодович

Докторантура и аспирантура – это воспроизводство кадров для науки и образования. В той степени, в которой нам нужно воспроизводство этих кадров, в такой степени я вижу развитие докторантуры и аспирантуры. Для того, чтобы вузу получить государственную аккредитацию, необходима 60% остепененность. Это минимальное требование. Если мы просто выполняем аккредитационный показатель, тогда в этих рамках она и должна развиваться, больше ничего не надо. Если вы хотите родить новое научное направление и получить систему воспроизводства кадров в этом новом научном направлении, тогда вам надо создавать диссертационные советы по новому направлению. Для того, чтобы развивать это, нужна стратегия. Если вы хотите, действительно, развивать какие-то новые направления в науке, для которых нужны кандидаты наук и доктора, это другой вопрос. Да, в последнее время диссертационные советы сокращаются. А кто принимает решение, что этот Совет нужен? Мы сами? А для чего? Чтоб занять десяток докторов наук, которым нечем заняться. Вот пока эти десять докторов наук не сформулируют вот эту конечную стратегическую цель для российского государства, а не для себя лично, чтобы им было, где заседать, развития не будет.

Кортов Сергей Всеволодович

Вуз работает на потребителя! Вуз работает не сам на себя, а на потребителя! Соответственно, он должен не говорить потребителю, что он ничего не понимает и лезет со своими высказываниями, а должен находить тот необходимый баланс между спросом и предложением, потребностями общества, экономики. Вузы спасает только одно, что основным работодателем, основным заказчиком является государство, а не общество. Это просто спасает Вузы от банкротства. Но, во-первых, государство все меньше и меньше хочет нести на себе роль единоличного заказчика. А, во-вторых, даже как единоличный заказчик, оно все больше и чаще транслирует желание субъектов экономики. Поэтому вуз обязан учитывать и вести клиентоориентированную политику, потому что он выпускает продукт – образовательный, научный, технологический, инновационный – будем так называть. Он выпускает портфель продуктов на рынок и обязан соответствовать требованиям потребителей.

Кортов Сергей Всеволодович

Вузу все равно кого учить. Государство задает контрольные цифры приема и федеральный образовательный стандарт. Вузу плевать, кто этот абитуриент, потому что вуз, манипулируя контрольными цифрами приема и образовательным стандартом, всегда окажет образовательную услугу. Если у вас нет вот этой стратегии, связанной с качеством компетенций, которые вы даете студентам, тогда это теряет смысл, тогда это просто дополнительная нагрузка, которая совершенно ни к чему.

Кортов Сергей Всеволодович