Университеты не являются на сегодняшний день самостоятельными агентами развития. Вузы, в большинстве своем не обладают возможностями существенно влиять на развитие региона.

Караман Евгений Вадимович

В основе построения модели высшего образования должен быть принцип многообразия. Ни одна из имеющихся, самых замечательных, продуманных моделей, или из тех, которые могут быть изобретены, не будут универсальными. Ни социум, ни индивиды, которые приходят в высшую школу работать или тем более обучаться, не сводимы ни к какому общему знаменателю. И пытаться унифицировать высшую школу – это губить ее. Я думаю, что она должна быть разной, она должна работать на разные сегменты социума. Именно это и происходило в 1990-е, нулевые годы. Да, там много было болезненного, смешного и огорчительного. Но высшее образование было каким-то живым. При деликатном вмешательстве государства оно могло быть и здоровым в перспективе. А когда всех «построили» или почти уже «построили», тогда думать о своей нише, о своем потребителе, заказчике, о содержании уже и не хочется. Свободы не хватает. Здоровый энтузиазм очень часто упирается в недопонимание, неприятие и отсутствие просто административной модели, которая бы позволила существовать вот этому многообразию.

Кислов Александр Геннадьевич

Первая проблема – институт, работающий на свое собственное воспроизводство. Получение соответствующего диплома не гарантирует ни перспектив, ни статуса. Вторая проблема – вузы как социальные убежища для школьников, которые не готовы выходить на рынок труда. Третья проблема – это бюрократизация системы образования. Четвертая проблема – жуткая зависимость преподавателя от администрации. Автономия вузов уже не существует. Мы фактически сталкиваемся с крепостным правом. Лишенный самостоятельности преподаватель, ожидающий поблажек и наказаний от начальства, подчиняющийся формальным требованиям и только им.

Лейбович Олег Леонидович

Первый принцип – автономия вуза с учетом того, что внутри структура должна быть федеративной. Предполагается, что сообщества всех нижележащих уровней должны обладать всеми правами, включая кафедры. Второй – это вузовское самоуправление. Конечно, с участием государства, причем чем доля государства больше, тем лучше. Но все-таки аккредитационные вопросы, проверки и сами принципы, регулирующие отношения вуз-государство, – должны иметь государственно-общественный характер.

Скоробогацкий Вячеслав Васильевич

Проблем высшей школы, на мой взгляд, три. Падение образовательного уровня школьников. Общая деинтеллектуализация экономической, политической и культурной жизни страны, а отсюда у студентов установка не на получение знаний, а на получение диплома. Деградация профессорско-преподавательского корпуса, явная невостребованность научного проблемного подхода в целом.

Скоробогацкий Вячеслав Васильевич

При попытках сделать российскую высшую школу лучше и полезнее для социума, конкурентоспособнее и качественнее «одно лечат – другое калечат» то «лечение», которое проводит государство, имеет такие последствия, которые могут поубивать очень многое в высшей школе – хорошие традиции, персоналии, иногда не вписывающиеся в те или иные показатели. Когда показатели начинают главенствовать, а люди начинают работают ради них, то все превращается в показуху, т.е. некое извращение предназначения высшей школы. Я бы так сказал: при всех болезнях, которые были в высшей школе, серьезных в том числе, неловкое вмешательство эскулапов привело к катастрофическому состоянию пациента, и что с ним будет, говорить трудно. По сравнению с системой среднего профессионального образования положение высшей школы лучше. Вузы держатся за счет значительного кадрового потенциала, инерции, содержательных задач, которые сами по себе мотивируют и ведут. Люди настроены выполнять свои профессиональные задачи даже просто потому, что они ничем другим не хотят заниматься. Плюс энтузиазм какой-то. Высшая школа в России все же имеет потенциал быть в хорошем смысле духовной аристократией социума. Я верю в этот социальный институт.

Кислов Александр Геннадьевич

Системе современного высшего образования, прежде всего, угрожает технологический вызов. Появляются новые формы, подходы к образованию, но технологическое обеспечение их использования сильно отстает. Речь идет о мультимедийных аудиториях, доступе к Интернету, качестве связи. Другой вызов связан с приоритетом естественных и технических наук, ориентацией общества и управления именно на них, а не на гуманитарное образование. Невозможно развивать систему высшего образования только с опорой на естественно-научные и технические достижения. Так же как и общество невозможно развивать, ориентируясь только на технический и технологический прогресс. Мне кажется, что техноцентристская ориентация и есть вызов системе образования, которая должна сохранить ориентацию на воспроизводство и развитие человека. Современная идеология российского высшего образования такова: оно должно приносить деньги, и чем больше, тем лучше, тем оно качественнее и более продвинуто. Нужна другая идеология – воспитать человека-профессионала.

Олешко Владимир Федорович

У высшей школы России как у системы закрытой, по моему мнению, проблем нет. Есть внутренние сложности, есть ограниченное финансирование… Эта система сама в себе.

Караман Евгений Вадимович