Неравенство сегодня очень жестко проявляет себя в профессиональном поле. В профессии все в большей мере обнаруживается неравенство интеллектуального ресурса, которое затем дает о себе знать в возможностях на рынке труда и зарплате. Сегодня просто гуманитарное образование, просто инженерное образование не конкурентоспособны. Чисто гуманитарное образование нужно на двух уровнях: учитель и штучный специалист-магистр. А вообще нужно многосоставное образование. Это вызов высшему образованию.

Баразгова Евгения Станиславовна

Поскольку наш регион, так или иначе, промышленный, поэтому от Высшей школы ждут кадрового обеспечения промышленного производства. И даже не промышленного, а вообще кадрового обеспечения экономической деятельности. Это означает, что от Университета ожидается выпуск специалистов, которых можно ставить на функциональное рабочее место и они, после краткого «курса молодого бойца», полностью овладевают тем функционалом, которого от него требует работодатель. Но проблема является в том, что возникает разрыв между ожиданиями работодателя по компетенциям выпускника и теми компетенциями выпускника, которые он способен предъявить работодателю. И получается, что чем выше наукоемкость и сложность деятельности, тем больший срок и тем большие деньги нужно тратить работодателю, чтоб довести выпускника до нужного ему (работодателю) уровня функциональной компетенции. Это с точки зрения содержательной части. Второй набор претензий работодателя – это социализация выпускника в коллективе, на предприятии. Вузам предъявляют претензию, что мы не учим работать в команде. Даже если человек обладает неким содержательным функционалом, он не умеет работать в команде, он не умеет выстраивать отношения со своими коллегами, партнерами, он не понимает, что такое корпоративная этика, корпоративная культура и что с этим делать, т.е. он асоциален и работодателю приходится тратить какие-то средства и время на социализацию. И государство еще предъявляет третью претензию: выпускники вузов не обладают предпринимательскими компетенциями, т.е. они подготовлены как работники, но вы их не готовите как работодателей. Следовательно, этот человек уже должен получать предпринимательские компетенции за пределами Университета для того, чтоб работать в роли работодателя. Есть еще четвертое – это структура подготовки. То, чему учат в вузе, сильно не соответствует тому, чего ожидает структура экономики. Речь идет о дисбалансе по компетенциям и структуре подготовки, и структуре кадровой потребности экономики.

Кортов Сергей Всеволодович

Все лозунги, все попытки связать высшее образование с работодателями через образовательные стандарты, экспертизу образовательных программ, заседания в аттестационных комиссиях на содержание образования оказывают крайне незначительное влияние. Вопрос в том, кто из наших выпускников, как и куда трудоустраивается. И вот здесь-то, именно в этой ситуации связь «вуз – рынок труда» складывается стихийно. Но эта ситуация отражает действительные связи, потому что происходит репутационное оценивание обществом того, куда могут трудоустроиться выпускники одного вуза, а куда – выпускники другого. Многое определяет тот факт, кто придет в качестве абитуриентов. Предпочтения абитуриентов социум как в «черном ящике» переваривает и выдает результат, который периодически можно ретроспективно интерпретировать и понимать.

Кислов Александр Геннадьевич

Мы тесно общаемся с работодателями – на семинарах, конференциях. От них слышим оценки. Они прекрасно понимают, что есть и плохие выпускники, и хорошие. Слава богу, чаще всего плохие выпускники в профессию и не идут. Получают образование и устраиваются где-то, но не по профессии. Поэтому по-настоящему мотивированные и подготовленные выпускники идут в профессиональную сферу. А если есть мотивация (которая формируется и закрепляется в вузе), то они и дальше растут профессионально.

Олешко Владимир Фёдорович

Государство должно предложить места работы, а это значит, что государство должно управлять рынком труда. Государство же формирует какие-то стратегии, знает, что где-то надо построить деревообрабатывающий комбинат. Он будет строится на частные инвестиции, и в этом смысле как раз эта процедура была бы вариантом частно-государственного партнерства. И не было бы проблем, что это не рыночная схема, а административно-командная. В этом случае руководители кадровых служб предприятий отправляют какие-то заявки. Все знают, что в этом университете учатся бакалавры по таким-то направлениям. Но для этого мы должны четко и ясно сказать, что для лесной и деревообрабатывающей промышленности готовят специалистов в лесотехническом университете. А сейчас наше направление называется «сельское, рыбное и лесное хозяйство». Получается, что эти отрасли нуждаются в одинаковых специалистах. Может быть, но эти «отрасли» этого не знают. И вот начинается конфликт, ломка, непонятность.

Мехренцев Андрей Вениаминович

У нас получилось, что отрасли ждут специалистов, а высшая школа уже давно не готовит их. Отрасль здесь, а мы пошли мимо. Взаимодействие работодателя и университета взаимовыгодно. Работодатель в этом случае понимает образовательную модель, преподаватель, который работает в вузе, понимает, что работодатель дает ему работу. И это значит, что он будет стремиться к тому, чтобы повысить свои компетенции, знакомясь с работой, выполняя какие-то научно-исследовательские работы.

Мехренцев Андрей Вениаминович

Одна из наиболее важных проблем, которая стоит перед нашим высшим образованием, – это разрыв с рынком труда, а значит, и разрыв с нужными потребностями региона. В нашей области происходит увеличение количества приема на технические специальности, в то время как реальными работодателями выступают сфера услуг и сфера сервиса, а промышленность сокращается. Дисбаланс усиливается мерами государственной политики. Это значит, что выпускники технических вузов приходят в сферу сервиса. Но у них нет компетенций, они не умеют ни говорить, ни общаться, нет клиентоориентированности, так как их этому не учили.

Клюев Алексей Константинович

Серьезный вызов для системы российского высшего образования состоит в том, что она не соответствует запросу экономики, ее ресурсы и производительность не соответствуют запросу экономики. У нас 450–500 человек с высшим образованием приходится на 10000 человек населения при реально внутреннем запросе 150–200 человек. Огромная масса людей с высшим образованием остается невостребованной. Надо либо экономику дотягивать, либо оптимизировать систему образования. Это ключевая и важная проблем, она имеет очень много последствий, в том числе снижение качества образования. На самом деле нет в стране внутренних критериев оценки качества образования, поскольку система избыточна, нет нужды оценивать. Люди с высшим образованием приходят на рабочие места, которые не требуют высшего образования, поэтому работодатели всем довольны. Не довольны работодатели в тех секторах, где реально нужно высшее образование, но таких работодателей мало.

Клюев Алексей Константинович

Стратегическая концепция развития Мордовского гуманитарного института направлена на повышение качества обучения и конкурентоспособности выпускников. В ее основе лежит принцип интеграции науки, образования и производства. В учебном процессе применяются инновационные формы проведения занятий, используются современные компьютерные технологии, преподавание дисциплин ведется с учетом результатов научных исследований, анализирующих региональные особенности профессиональной деятельности выпускников и потребности работодателей. Образовательные программы с учетом мнений работодателей ежегодно обновляются в соответствии с актуальными тенденциями развития науки, техники и технологий, социально-экономической и культурной сферы. Руководители и сотрудники профильных организаций участвуют в реа¬лизации образовательных программ. С участием работодателей проводятся мастер-классы, круглые столы и семинары по актуальным социально-экономическим и правовым вопросам. В рамках сотрудничества вуза с работодателями в 2015 году актами о внедрении в практическую деятельность предприятий республики подтверждены 16 студенческих выпускных квалификационных работ. Высокий процент трудоустройства выпускников института в 2015 году отметили Минобрнауки РФ и Минтруда Мордовии. Качественная профессиональная подготовка обучающихся в 2015-2016 учебном году отмечена благодарностью главы региона В.Д. Волкова и множеством благодарственных писем от работодателей, в том числе из Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия, Государственного комитета по делам юстиции, Управления Федеральной службы судебных приставов и других ведомств.

Лушенкова Наталья Ивановна

Предприятие, прежде чем пригласить к себе какого-либо выпускника университета, смотрит, а нельзя ли пригласить кого-то более квалифицированного, а главное - более опытного.

Караман Евгений Вадимович