Потенциал нелинейной модели высшего образования весьма большой, но одним из узких мест здесь представляется личность и наличие патернализма. В качестве примера озвучу случай, рассказанный российской студенткой, которая полсеместра обучалась в Варшаве. Преподаватель там давал задание, студенты негативно на него отреагировали, сказав, что задание им не подходит, что оно слабое, а они претендуют на более сильное. К удивлению нашей студентки, никакой реакции преподавателя не последовало. Преподаватель приняла к сведению выдвинутые претензии студентов и через неделю принесла другой вариант. Реализация нелинейной модели предполагает идеальную академическую свободу, где имеют право голоса и студенты, и преподаватели.

Пугач Виктория Федоровна

К критериям нелинейной модели высшего образования я бы еще отнес открытость информационных потоков. Сегодня преобладает линейное управление, оно основано на закрытости этих потоков, на односторонности. Существуют клапаны, обратная связь не налажена. Необходимо одним из принципов или целей ставить достижение открытости, но не только информации, касающейся процесса образования, содержания, технологий, рейтингования, но и всей другой информации. В том числе информации, которая детальнейшим образом характеризует функционал управленческих органов.

Осипов Александр Михайлович

Для поддержки даже пилотного эксперимента, безусловно, необходима организационная структура. В этом смысле я помню из истории педагогики, что сильные результаты, позитивные результаты в советской школе были заложены в ее принципах организации, когда была весьма влиятельной и массовой практика учительских, педагогических собраний. Они проводились не как сейчас, как парадная отчетность перед департаментом, а проводились ежеквартально и имели вес с точки зрения значимости и легитимности их решений от уездов, от губернских собраний и выше. Тогда была выработана практика дискуссий, в ходе которых удавалось выработать решение. Для поддержки такого рода пилотного проекта и для развития эффективного управления необходимо восстановление общественного характера управленческой вертикали. Его нет сегодня. На нас давят. Необходимо признать факт чудовищного противоречия всем строительным параметрам численности управленческого персонала. Также необходимо признать и доказывать факт, что вопреки законодательству в нашей системе образования управление не носит общественный характер. Попечительские советы эту функцию, к сожалению, не реализуют.

Осипов Александр Михайлович

Одна проблема высшей школы возникает из-за того, что у нас управленческая структура является перевернутой пирамидой. Управленческий аппарат давит бумажным геноцидом, на который ругаются везде.

Осипов Александр Михайлович

Очень важное предложение, наверное, самое действенное и правильное – это создание общественного движения. Общественное движение может помочь. С другой стороны, мне кажется, нужно пойти еще одним путем встречным, создание пилотных очагов. Это могут быть пилотные школы, это может быть пилотный регион. У нас есть такой опыт в НФПК. У нас было три таких чудесных пилотных региона. Мне кажется, есть два таких пути: общественное движение, которое никому не помешает, которое вполне можно сделать, и пилотные регионы.

Константиновский Давид Львович

Все преобразования в нашей стране всегда происходят рекордными темпами. Те же самые американцы и японцы имели время для развития высшего профессионального образования. А у нас образовательные стандарты не имеют статуса поколения и устаревают раньше, чем они к нам придут. Для решения этой проблемы необходимо взаимодействие. И в этом взаимодействии важную роль должны играть работодатели. Потому что без них образовательные стандарты мы создаем для себя. Качество образования зависит от всех.

Баразгова Евгения Станиславовна

Неравенство сегодня очень жестко проявляет себя в профессиональном поле. В профессии все в большей мере обнаруживается неравенство интеллектуального ресурса, которое затем дает о себе знать в возможностях на рынке труда и зарплате. Сегодня просто гуманитарное образование, просто инженерное образование не конкурентоспособны. Чисто гуманитарное образование нужно на двух уровнях: учитель и штучный специалист-магистр. А вообще нужно многосоставное образование. Это вызов высшему образованию.

Баразгова Евгения Станиславовна

Сама идея нелинейного высшего образования ограничена и объективно востребована теми процессами, которые идут вне высшего образования. Я могу отметить, что не только сверху не готовы к реализации этой нелинейной модели, но в еще меньшей степени готовы на среднем уровне. Готовность людей путешествовать по образовательному пространству на свой страх и риск очень мала. Я бы этот момент отметила в качестве риска.

Баразгова Евгения Станиславовна

Я провел открытое социологическое исследование по проблемам студентов в учебе, науке и во всех остальных сферах студенческой жизни. Я обратил внимание на то, что повторяется периодически одна и та же претензия. Студентов заставляют ходить на обязательные мероприятия, у них не остается времени на свои интересы, не только учебные, но и внеучебные. Если мы думаем, что у нас авторитарная вертикаль власти, то она везде существует в вузах. Необходимо менять систему. Я считаю, что мы должны искать те механизмы организации интеллектуальной и творческой деятельности, которые раскрепостят студентов, потому что сейчас они закрепощенные. И какую бы модель сверху не спускали, они будут к этому относиться как к очередной административной нагрузке.

Антошкин Виктор Николаевич

В целом, на мой взгляд, сообщество преподавателей должно участвовать в развитии высшей школы, но вопрос же всегда в деталях: в какой форме и каким образом. Моя позиция следующая: в условиях изменений, в которых мы сейчас, массовое участие педагогического сообщества в управлении вузом, вредно. Потому, что массовый человек по своей природе противник любых изменений. Если вы начинаете менеджмент изменений, вы не можете базироваться на демократических принципах (голосовании и массовом участии), но для этого всегда нужно активное ядро. Вот участие вот этого активного ядра должно расширяться, а массовки вредны.

Кортов Сергей Всеволодович