Нонсенс возникает, когда мы должны в процессе обучения показать студентам зависимость между образованием и жизненным успехом. Если студент сидит и перед ним педагог с зарплатой в 15 тысяч, то современный студент такого педагога никогда уважать не будет. Студенты обоснованно считают, что педагоги обладают таким глубоким знанием и при этом так не преуспели. Это из серии "Если ты такой умный, то чего же ты такой бедный".

Заборова Елена Николаевная

В настоящее время активно обсуждаются вопросы модернизации высшего образования и повышения его качества. Сегодня совершенствование программ подготовки студентов занимает одно из ведущих мест в общем контексте модернизации содержания высшего образования. Одна из причин неудачных попыток трансформации системы высшего образования в России состоит в стремлении осуществить все задуманное оперативно, в полном объеме и без научно-обоснованной экспериментальной проверки. По-нашему мнению в ходе осуществления реформ на основе последовательного учета и изменившихся реальностей развития российского общества следует возродить утраченные исторические преимущества отечественных образования и науки, найти адекватные, отвечающие потребностям социально-экономического развития страны, решения вновь возникших проблем. Особое внимание должно быть уделено интеграции высшего образования, науки и практики, активизации инновационной деятельности, усилению ее воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Понятие «качество образования» рассматривается в двух основных аспектах: с точки зрения качества результата, то есть соответствия уровня знаний, умений и навыков студентов и выпускников требованиям стандартов, и с точки зрения характеристики системы обеспечения этого качества, а именно – содержания образования, уровня подготовки преподавательских кадров, информационно-методического обеспечения образовательного процесса, использования инновационных образовательных технологий. Мы разделяем позицию, согласно которой качество образования рассматривается как интегральная характеристика, отражающая степень соответствия достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям студенчества. Поэтому представляется важным акцент на роли обучающихся в организации, реализации и оценке качества предоставляемых образовательных услуг.

Лушенкова Наталья Ивановна

Системе современного высшего образования, прежде всего, угрожает технологический вызов. Появляются новые формы, подходы к образованию, но технологическое обеспечение их использования сильно отстает. Речь идет о мультимедийных аудиториях, доступе к Интернету, качестве связи. Другой вызов связан с приоритетом естественных и технических наук, ориентацией общества и управления именно на них, а не на гуманитарное образование. Невозможно развивать систему высшего образования только с опорой на естественно-научные и технические достижения. Так же как и общество невозможно развивать, ориентируясь только на технический и технологический прогресс. Мне кажется, что техноцентристская ориентация и есть вызов системе образования, которая должна сохранить ориентацию на воспроизводство и развитие человека. Современная идеология российского высшего образования такова: оно должно приносить деньги, и чем больше, тем лучше, тем оно качественнее и более продвинуто. Нужна другая идеология – воспитать человека-профессионала.

Олешко Владимир Федорович

При попытках сделать российскую высшую школу лучше и полезнее для социума, конкурентоспособнее и качественнее «одно лечат – другое калечат» то «лечение», которое проводит государство, имеет такие последствия, которые могут поубивать очень многое в высшей школе – хорошие традиции, персоналии, иногда не вписывающиеся в те или иные показатели. Когда показатели начинают главенствовать, а люди начинают работают ради них, то все превращается в показуху, т.е. некое извращение предназначения высшей школы. Я бы так сказал: при всех болезнях, которые были в высшей школе, серьезных в том числе, неловкое вмешательство эскулапов привело к катастрофическому состоянию пациента, и что с ним будет, говорить трудно. По сравнению с системой среднего профессионального образования положение высшей школы лучше. Вузы держатся за счет значительного кадрового потенциала, инерции, содержательных задач, которые сами по себе мотивируют и ведут. Люди настроены выполнять свои профессиональные задачи даже просто потому, что они ничем другим не хотят заниматься. Плюс энтузиазм какой-то. Высшая школа в России все же имеет потенциал быть в хорошем смысле духовной аристократией социума. Я верю в этот социальный институт.

Кислов Александр Геннадьевич

Для дистанционного образования просто необходимы умение самоорганизовываться, умение самому обобщать и искать материал. Русские люди, по сути, не готовы к такому роду деятельности. Поэтому, я считаю, что с точки зрения качества обучения — это совершенно провальная форма. Он тебе выслал курсовую работу. Он ее писал? За компьютером там он сидит или его приятель, или бабушка? Дистанционные технологии – это ресурс с точки зрения экономики. С точки зрения качества, это не ресурс, это способ угробить российское образование. Я прослушала курс, но это не значит, что я получила образование. Я только получила доступ к информации, а смогла ли самостоятельно ее усвоить, могу ли обобщать, анализировать, выводы строить? Дистанционное образование сегодня основная управленческая фишка и только. Это один из шагов, который дискредитирует высшую школу.

Заборова Елена Николаевная

Перестройки высшего образования, которые ведутся с 90-х годов – это попытки перестроить его под модели западные, прежде всего, американскую. Может я не прав, но в области физ-мат наук у них и цель немного другая, и по-другому уготовят специалистов. За американской моделью стоит то, что они на протяжении последних десятилетий просто скупают мозги. У них нет необходимости массово производить высококвалифицированные кадры. Они производят некий уровень, ниже среднего. То, что у нас называется бакалавриат. Есть несколько элитных вузов, которые готовят высших специалистов, а 50% они просто покупают. У них есть возможность приобретать квалифицированные, научные, инженерные кадры во всем мире. У России такой возможности нет. И поэтому нам нет смысла гнаться за этой моделью. Если сделать, условно говоря, пять опорных вузов, в них готовить элиту, то мы потеряем кадры. У американцев эта модель построена: массовое производство серости и небольшое - элиты. Советские вузы были настроены на производство научно-технических кадров выше среднего уровня. Теперь нас заставляют опустить ниже. Какой смысл? Не думаю, что это прямая диверсия, может просто непонимание людьми, которые этим занимаются. Либо вынужденная мера, когда в силу ограниченности финансовых ресурсов мы не можем себе позволить качественного высшего образования. Давайте скажем об этом прямо, что сегодня Россия – бедная развивающаяся страна, которая не может себе позволить качественного высшего образования. А если можем позволить, то давайте делать как положено.

Русаков Сергей Владимирович

Нынешние реформы (Фурсенко, Ливанов) конрпродуктивны. Вступление в «болонский процесс» не должно было быть таким стремительным. Мы не должны готовить кадры для Евросоюза. Массовый переход на двух- трехуровневое образование, введение ЕГЭ не диктовалось потребностями нашей страны. Одно из социальных последствий – понижение социального статуса преподавателя, профессора университета. Нивелировать допущенные ошибки трудно, но желательно их не повторять в настоящем и будущем. Опыт истории нашей страны показывает, что «адаптация субъектов к реформам» возможна. Но надо ли всех адаптировать (принуждать) к реформам с сомнительными последствиями? Желательно сократить число и административное рвение чиновников МОН. Декан, зав. кафедрой, профессор должны определять, как и чему учить по конкретному направлению (специальности), и нести ответственность за свои действия. Отечественная система образования существует много лет, имеет достаточный опыт организации, необходимые преподавательские и административные кадры. При этом необходимо сократить участие в организации образования (на всех уровнях) чиновничьего аппарата, существенно увеличить бюджетное финансирование вузов. Цели развития института высшего образования - современное профессиональное и общекультурное образование, в котором социальная составляющая должна преобладать

Яковлев Вадим Иванович

У высшей школы России как у системы закрытой, по моему мнению, проблем нет. Есть внутренние сложности, есть ограниченное финансирование… Эта система сама в себе.

Караман Евгений Вадимович

Первая проблема – институт, работающий на свое собственное воспроизводство. Получение соответствующего диплома не гарантирует ни перспектив, ни статуса. Вторая проблема – вузы как социальные убежища для школьников, которые не готовы выходить на рынок труда. Третья проблема – это бюрократизация системы образования. Четвертая проблема – жуткая зависимость преподавателя от администрации. Автономия вузов уже не существует. Мы фактически сталкиваемся с крепостным правом. Лишенный самостоятельности преподаватель, ожидающий поблажек и наказаний от начальства, подчиняющийся формальным требованиям и только им.

Лейбович Олег Леонидович

Проблем высшей школы, на мой взгляд, три. Падение образовательного уровня школьников. Общая деинтеллектуализация экономической, политической и культурной жизни страны, а отсюда у студентов установка не на получение знаний, а на получение диплома. Деградация профессорско-преподавательского корпуса, явная невостребованность научного проблемного подхода в целом.

Скоробогацкий Вячеслав Васильевич

Сегодня самое уязвимое звено в этой системе – это преподаватель. Он оказывается самым эксплуатируемым человеком, потому что власть давит на всех уровнях на кого только может давить. Министерство давит на директоров институтов, те давят на декана, декан давит на заведующего кафедры, последний на преподавателя – вот она цепочка. В итоге страдает, конечно, преподаватель. Я думаю, что студенты на самом деле являются продуктом этой системы: чем более раскован преподаватель, чем меньше его не контролируют по всякой ерунде и разрешают его собственное творчество, тем эффективнее его труд и в конечном итоге студент в этом заинтересован.

Готлиб Анна Семеновна