Для того чтобы усилить ориентацию студентов на знание и качественное образование как ключевые ценности, необходимо, чтобы общая атмосфера была создана, было понимание: знание – это престижно, это хорошо, это показатель твоего успеха в обществе! Пока этого не будет, никто никакими знаниями заниматься не будет: никому это не надо! Это не надо студентам, которым нужно просто получить диплом. Это не надо преподавателям, которым нужно просто отвести занятия! Сегодня нет «знаниевой атмосферы», когда бы люди стремились получить знания. Современные люди нахватались информации (не знаний, а именно информации), которая очень поверхностна. Отсюда, на мой взгляд, проблема глубины знаний, которая идет в том числе и из-за сокращения аудиторных (в том числе практических занятий) часов. Парадокс снижения аудиторных часов заключается в том, что аудиторные часы снижаются, а горловая нагрузка преподавателя увеличивается.

Ваторопин Александр Сергеевич

У нас инжинирингом много людей занимается без всякой ученой степени, но они превосходно знают производство, знают как оно организовано. Есть менеджеры и специалисты от Бога. Почему они не могут преподавать в вузе? Они гораздо больше принесут пользы будущему инженеру как преподаватели, нежели человек, который защитил диссертацию по одной теме и преподаёт кроме этой темы ещё 20. А один из главных показателей вуза - процент остепененных преподавателей, то есть не знатоков производства, но людей, защитивших диссертации.

Караман Евгений Вадимович

Серьезная проблема вузов – это отсутствие полноценной возможности у преподавателей, имеющих серьезный потенциал, являющихся «цветом нации», преподавать то и так, как это было бы полезно для дела. В итоге образование обезличивается, формализуется. Этому «помогают» все эти способы формализованного оценивания, которые умными студентами воспринимаются как «тренинг массового идиотизма». Происходит выхолащивание содержательного, интересного, подмена пресловутыми показателями. Ранятся лучшие научные и образовательные традиции. Я думаю, в регионе есть более-менее развитые вузовские города. Мегаполисы задают определенную высокую планку образованию. Конечно, это не столичный уровень. Ощущается замкнутость региональных вузов на себя. В них достаточно слабые связи с зарубежными коллегами и институциями. Это проблема. Вообще-то это нехорошо. Министерство провозглашает борьбу с этой особенностью, которую я называю провинциализмом, и тут я солидарен. Но преодоление провинциализма требует вложений прежде всего времени, которого у преподавателей высшей школы нет и не предвидится. Риск провинциализации есть, он ощущается и признается почти всеми.

Кислов Александр Геннадьевич

Если мы хотим, чтобы преподаватель готовил инженера, он сам должен быть инженером. Он должен быть включен в различные исследования и проекты. Мне близок образ средневекового университета: есть ученик и есть профессор, который может не только рассказать о какой-нибудь процессе. Профессор сам может запустить проект, связанный с изменением технологий, а студент в реализации проекта помогает.

Караман Евгений Вадимович

В будущем может произойти вымывание научной интеллигенции, мотивированной на сохранение лучших научных и образовательных традиций.

Олешко Владимир Федорович