Таких эффективных организаций практически нет. В такой организации не должны быть только начальники. Есть совет ректоров – это совет начальников, которые молчат и не отстаивают интересы каждого в отдельности. Это вроде общественный орган, но, во-первых, это общественный орган исключительно начальников, а почему бы не сделать общественный орган, в который входили бы авторитетные и уважаемые специалисты, которые не занимают высоких официально статусных должностей, но они специалисты в своей области, у них прекрасная научная репутация. Почему эти люди нигде не участвуют, их потенциал вообще не задействован? Я считаю, это какое-то безобразие. У нас есть студенческий общественный совет, который просто формально существует, сидят два человека на наших советах университета, они молчат и отсутствуют в жизни, хоть бы одно слово произнесли, т. е. все выхолощено, все формализовано, все имитация, потому что они должны что-то решать, а они ничего не решают. Может быть, нужна общественная организация родителей или общественная организация выпускников вузов, как на западе. Выпускники заинтересованы развиваться, они дарят деньги, они следят за качеством, потому что это их реноме в том числе, вы окончили такой-то вуз. Сообщества работодателей, причем для каждого вуза могла бы быть своя общественная организация, организация врачей, скажем, применительно к медицинскому университету. Была бы организация врачей, которая следила за качеством, потому что я окончил этот вуз, я хочу, чтобы лечили меня и моих детей качественно. Нет, ничего подобного нет, а могло быть.

Готлиб Анна Семеновна

Современная общественность занимает агрессивную либо нейтральную позицию, поэтому вряд ли как-то существенно может повлиять на сложившуюся ситуацию в высшей школе. Скорее здесь будут играть роль персональный авторитет в каких-либо сообществах. Еще у нас нет сейчас общественных организаций, движений, которые могли бы этому способствовать. Они создаются либо временно (например, общественные движения матерей, которые возникали в периоды войн), либо имеют точечный локальный характер (например, ассоциация выпускников УрФУ).

Вербицкая Наталья Олеговна

Профессиональное сообщество должно быть обеспокоено судьбой отечественного образования (это и наша судьба), но пока не может изменить сложившуюся ситуацию. Общественность (журналисты, блогеры, профсоюзные активисты, социально активные преподаватели, ученые) может задавать вопросы, вносить предложения, критиковать, хвалить, но изменить ситуацию в образовании, не имея законных полномочий, тоже не может.

Яковлев Вадим Иванович