Потенциал нелинейной модели высшего образования весьма большой, но одним из узких мест здесь представляется личность и наличие патернализма. В качестве примера озвучу случай, рассказанный российской студенткой, которая полсеместра обучалась в Варшаве. Преподаватель там давал задание, студенты негативно на него отреагировали, сказав, что задание им не подходит, что оно слабое, а они претендуют на более сильное. К удивлению нашей студентки, никакой реакции преподавателя не последовало. Преподаватель приняла к сведению выдвинутые претензии студентов и через неделю принесла другой вариант. Реализация нелинейной модели предполагает идеальную академическую свободу, где имеют право голоса и студенты, и преподаватели.

Пугач Виктория Федоровна

К критериям нелинейной модели высшего образования я бы еще отнес открытость информационных потоков. Сегодня преобладает линейное управление, оно основано на закрытости этих потоков, на односторонности. Существуют клапаны, обратная связь не налажена. Необходимо одним из принципов или целей ставить достижение открытости, но не только информации, касающейся процесса образования, содержания, технологий, рейтингования, но и всей другой информации. В том числе информации, которая детальнейшим образом характеризует функционал управленческих органов.

Осипов Александр Михайлович

Для поддержки даже пилотного эксперимента, безусловно, необходима организационная структура. В этом смысле я помню из истории педагогики, что сильные результаты, позитивные результаты в советской школе были заложены в ее принципах организации, когда была весьма влиятельной и массовой практика учительских, педагогических собраний. Они проводились не как сейчас, как парадная отчетность перед департаментом, а проводились ежеквартально и имели вес с точки зрения значимости и легитимности их решений от уездов, от губернских собраний и выше. Тогда была выработана практика дискуссий, в ходе которых удавалось выработать решение. Для поддержки такого рода пилотного проекта и для развития эффективного управления необходимо восстановление общественного характера управленческой вертикали. Его нет сегодня. На нас давят. Необходимо признать факт чудовищного противоречия всем строительным параметрам численности управленческого персонала. Также необходимо признать и доказывать факт, что вопреки законодательству в нашей системе образования управление не носит общественный характер. Попечительские советы эту функцию, к сожалению, не реализуют.

Осипов Александр Михайлович

То, что рождается и прорабатывается такая концепция, для многих регионов – это пилотная попытка спасения системы высшего образования. Я абсолютно солидарен с тезисом, что высшее образование является системообразующим для региона. Принцип, который должен быть поставлен во главу концепции, – адекватность общественным потребностям, в том числе потребностям в сфере занятости. К нелинейности я бы добавил, что помимо нашей двух-, трёхступенчатой подготовки, высшее образование должно развить в себе колоссальные ресурсы. Оно должно создать в себе гибкие ресурсы для удовлетворения таких возникающих потребностей. Тут должна быть гибкость и нелинейность. Надо создать такую модель, у которой была бы привязка к общественным процессам. Для того, чтобы такую модель сконструировать, нужно предварительно вычленить, описать области социальной ответственности высшего образования. Необходимо установить концепт институциональных функций. Если мы их определим, пусть приблизительно, пусть с какими-то погрешностями, мы сразу найдем элементы персонализации, эмпирической реализации этих функций. Определившись с этим набором функций, необходимо сосредотачивать структуры высшего образования на их мониторинге. Есть ли в высшей школе подразделения, которые отвечают за мониторинг привязки к системе занятости?! Нет таких подразделений. Никак не могут этого сделать. Это должно быть на уровне региона, макрорегиона или уровне вуза. Явно недостает функциональности в системе управления.

Осипов Александр Михайлович

Очень важное предложение, наверное, самое действенное и правильное – это создание общественного движения. Общественное движение может помочь. С другой стороны, мне кажется, нужно пойти еще одним путем встречным, создание пилотных очагов. Это могут быть пилотные школы, это может быть пилотный регион. У нас есть такой опыт в НФПК. У нас было три таких чудесных пилотных региона. Мне кажется, есть два таких пути: общественное движение, которое никому не помешает, которое вполне можно сделать, и пилотные регионы.

Константиновский Давид Львович

Чтобы обсуждать возможность перехода на нелинейное высшее образование, надо образование отделить от государства. Модель нелинейного образования предполагает иную экономику, иное распределение, иное вмешательство государства и в экономику, и в образование.

Докторов Борис Зусманович

Сама идея нелинейного высшего образования ограничена и объективно востребована теми процессами, которые идут вне высшего образования. Я могу отметить, что не только сверху не готовы к реализации этой нелинейной модели, но в еще меньшей степени готовы на среднем уровне. Готовность людей путешествовать по образовательному пространству на свой страх и риск очень мала. Я бы этот момент отметила в качестве риска.

Баразгова Евгения Станиславовна

Неформальное образование – очень хорошая штука. Чем больше человек образован, тем более он способнее к выстраиванию своих образовательных траекторий. К сожалению, не хватает системы сертификации – может быть, государственной, а еще лучше общественно-государственной. Я думаю, такие системы могут сами вузы разработать. Благодаря системе сертификации неформального образования мы получили бы вот что: человек прошел каким-то своим путем к знаниям, получил компетенции, которые чрезвычайно полезны и ему, и социуму, он хочет, чтобы на него смотрели ни как на самоучку, а как на человека, действительно, достойного признания в какой-то сфере. Почему бы не давать такие возможности?! Я думаю, то, что называется экстернатом, работает на это. Но экстернат очень уж обременителен. Очень он уж к стандарту, к ФГОСам привязан, а еще к нему просто подозрительно относятся эксперты государственные и государственные представители со стороны министерства, потому что это хороший способ сымитировать образование. Тогда давайте другие способы признания попробуем организовать, кроме экстерната. Тогда меньше будет «липы».

Кислов Александр Геннадьевич

Сейчас говорить от том, какая у нас модель существует: линейная, нелинейная модель невозможно… она какая-то пока, в результате полной неурегулированности, случайная.

Мехренцев Андрей Вениаминович

Высшая школа в России всегда выделялась своим свободомыслием, свободой организации деятельности, некой свободой управления – это было одной из высших ценностей при самодержавии. В советское время про это сложно, наверное, было говорить. Конечно, некий дух вольности, возможность любому преподавателю высказывать свою точку зрения, которая может не зависеть от общей политики государства, это должно присутствовать в высшей школе. Мне почему-то кажется, что у нас это есть. В этом смысле мне очень нравятся великолепные слова Вольтера: «Лучшая страна на свете – Англия. Там можно думать безнаказанно». Думать безнаказанно, говорить вещи, которые не укладываются в курс государственной идеологии или политики, – это наша задача. Сейчас везде информационные технологии, ведь если мы говорим о формировании гражданского общества, то это хороший инструмент – нелинейная форма управления высшей школой.

Капитонов Иван Владимирович