Остались ли у нас научные школы? Самый первый барьер развития российской науки, который у нас есть, – это формализация всей научной деятельности. Тебе, как правило, говорят: «Если ты хочешь опубликоваться в этом журнале, защититься в этом совете и сделать что-то, ты должен сделать работу только по социологии или только по экономике». А если ты напишешь междисциплинарную работу, то ты нигде не защитишься и нигде не опубликуешься. Формализация научной деятельности в принципе всякую междисциплинарную основу подрывает. Мы разделены глухой стеной по формальным научным направлениям и специальностям. Ты нигде не сможешь ничего опубликовать, если ты не играешь по правилам игры.

Заборова Елена Николаевная

Рейтингование разного рода – не бесполезное занятие, конечно. Но, на мой взгляд, ему слишком большое значение придается, особенно чиновниками, управленцами. На уровне вузов тоже вынуждены придавать большое значение, но это очень грубые индикаторы деятельности. Какие мы там набрали баллы, на какой ступеньке оказались?! Не все оценивается сразу. Серьезный вклад серьезного времени требует. Кроме того нет прямой увязки репутации и благополучия работника вуза с этими рейтингами. Я считаю, что «рейтинговый пыл» нужно умерить. Сейчас рейтингование как-то очень прямолинейно навязывается. Главное – по-настоящему научное общение, живое и опосредованное компьютерными возможностями, когда можно беседовать с людьми, географически далеко находящимися. Главное – поддержка различных научных школ – альтернативных, полемизирующих; поддержка самой атмосферы, когда не выстраивается рейтинг (какая школа научная лучше, какая хуже), а обеспечение вот этой творческой атмосферы, организационных форм, многообразия. Вот туда можно вкладывать деньги, оно будет давать эффект косвенным образом за счет того, что репутационно «шелуху» быстрее сдувает, чем с помощью этих рейтингов и других приемов административных. Административные приемы очень грубые.

Кислов Александр Геннадьевич

Первое, что сегодня жизненно необходимо российской высшей школе – это преемственность образовательных традиций, потом уже реальная, а не формальная наука. Это обязательно должен быть лидер, около которого возникает школа. Сегодня условия работы в ВУЗе следующие: если ты занимаешься наукой, то у тебя нет возможности заниматься учебным процессом, либо с точностью все наоборот. Наука требует сосредоточенности, спокойствия, большой концентрации и сил.

Заборова Елена Николаевная