К сожалению, новое – это хорошо забытое старое. Первая форма, которая крайне важна, – это хоздоговоры. Если брать новые технологии, то ни в коем случае нельзя отбрасывать эти формы хозяйственных договоров. Заказчик дал мне заказ, у меня есть научные знания, методики. У заказчика есть знания о производстве. Вместе, объединившись, мы можем идеально работать и развиваться. Это определенная подпитка, вклады предприятий в образование и науку. Вторая форма – госзаказы. Они есть в какой-то степени, но этого мало. Должны быть заказы от предприятий. У предприятий должны быть сметы на науку. Сегодня на предприятиях в сметах почти нет таких заказов. Те же предприятия ЛУКОЙЛа зарегистрированы не только в Москве, но и в регионах, и они в социалку нашего региона вкладывают больше миллиарда рублей. Если другие наши предприятия всю прибыль и налоги перечисляют в Москву, то что там региону остается? Заводы, промпредприятия стали несамостоятельны в определении своей политики. Гранты. Хотя гранты крайне минимальны и запутаны в распределении. Сегодня дали грант, а на следующий год ничего нет. Эта форма, которая нуждается в дополнительном регулировании. Пятая форма – Госпремии. Например, губернаторская краевая премия лишь 20–30 тысяч, но это не главное. Это церемония, моральное стимулирование. Далее форма стипендии. Есть стипендии губернаторские, стипендии от предприятий. Есть даже стипендии абитуриентам – школьникам. Наверное, к этим инновационным технологиям должны относиться и всероссийские конференции.

Стегний Василий Николаевич

Методология нового формата инженерного образования – результаты обучения. Она на западе достаточно интенсивно развивается и эффективно работает. И в наших вузах тоже есть. Но мы эту модель проскочили, перешагнули, когда ввели компетентностный подход, усложнили все через эти компетенции, ушли от реальных результатов, которые можно достичь и проверить. Компетенции – это не только профессиональные знания, умения и навыки, но и личностные характеристики, личностный срез. Не всегда есть возможность достичь этого за время обучения в вузе. Результаты обучения – это проекция, это не антитеза компетенций, но это то, что ты должен знать, понимать и в состоянии продемонстрировать, обучаясь в вузе. Это мы должны гарантировать, это относится к программам. Вот здесь первый краеугольный камень. Надо перестраивать подходы к формализации образовательных программ, у нас в вузе написано много формальных бумаг по этому поводу.

Ребрин Олег Иринархович