Все преобразования в нашей стране всегда происходят рекордными темпами. Те же самые американцы и японцы имели время для развития высшего профессионального образования. А у нас образовательные стандарты не имеют статуса поколения и устаревают раньше, чем они к нам придут. Для решения этой проблемы необходимо взаимодействие. И в этом взаимодействии важную роль должны играть работодатели. Потому что без них образовательные стандарты мы создаем для себя. Качество образования зависит от всех.

Баразгова Евгения Станиславовна

Я считаю, что увеличивать число иностранных студентов можно только тогда, когда мы создаем качественный образовательный продукт и качественную среду обитания для иностранных студентов. Только тогда возможна стратегия увеличения числа иностранных студентов. Пока в УрФУ, с моей точки зрения, нет достаточного количества качественных образовательных продуктов и тем более нет качественной среды проживания для иностранных студентов. Просто увеличение иностранных студентов разрушает университет.

Кортов Сергей Всеволодович

Вузу все равно кого учить. Государство задает контрольные цифры приема и федеральный образовательный стандарт. Вузу плевать, кто этот абитуриент, потому что вуз, манипулируя контрольными цифрами приема и образовательным стандартом, всегда окажет образовательную услугу. Если у вас нет вот этой стратегии, связанной с качеством компетенций, которые вы даете студентам, тогда это теряет смысл, тогда это просто дополнительная нагрузка, которая совершенно ни к чему.

Кортов Сергей Всеволодович

Я понимаю идею модульного принципа реализации образовательных программ, но не понимаю смысла. Модульный принцип реализации образовательных программ - это то, что связано со студенческой мобильностью: модуль здесь, модуль там и в результате нигде. В Европе нет проблем с переездами, в России расстояния несколько больше. Если даже вы отправите студента учиться на семестр в Томск, то зачем это называть словом «модуль»? Если у вас более или менее согласованы образовательные программы, то вы просто скажите: «Студент эту дисциплину прослушал в Томске…» Но тут сразу ревности возникают: «А откуда мы знаем как? Каково качество чтения дисциплины там?», т.е. есть встает вопрос доверия: мы доверяем Томску, они доверяют нам.

Иванов Алексей Олегович

Одинаково ключевой, в том или ином виде, у всех вузов стратегия - борьба за финансовые ресурсы. Теперь система такова, что борьба выливается в борьбу за абитуриентов, потому что сейчас абитуриент – источник финансов. И это крайне негативно влияет на качество абитуриентской базы, т.к. в погоне за финансовой составляющей, набираются все подрят. Из них 30% просто нельзя брать, потому что им самим это не надо по большому счету: родители настояли на поступлении в вуз, в армию не хочется идти, на работу тоже не хочется... А поскольку чем-то надо заняться, то решают «поучиться – потусовать» еще 5 лет в вузе. Получается, таким студентам не нужна качественная подготовка, а если им этого не надо, то им не нужен и высококвалифицированный преподаватель. Это, к сожалению, стратегия подавляющего большинства вузов. Сегодня существует очень небольшая группа вузов, которым правительством, министерством, президентом практически разрешено оторваться от этого процесса: перестать набирать всех подряд и попытаться продемонстрировать что-то другое: научную активность, работу с производством, работу на экономику страны, помощь в экономическом развитии страны в разных формах. Но в стране 20-30 таких вузов, ну, пусть даже 40, что на общем фоне, очень и очень мало.

Иванов Алексей Олегович

Самый правильный принцип построения модели высшего образования – «Учитель - Ученик», как было в Древней Греции: очень квалифицированный и заинтересованный в своей работе Учитель и Ученик, который демонстрирует, что есть смысл тратить ментальную энергию Учителю. Если такого ученика нет, то и нет смысла Учителю тратить свою энергию.

Иванов Алексей Олегович

Все рассуждения об уровне, качестве образования всегда, как правило, разговор о квалификации профессорско-преподавательского состава. Потому, что не очень верится, честно сказать, в то, что студенты начнут сами читать те же самые учебники или, тем более, начнут слушать электронные дистанционные курсы. А вот квалификация преподавательского состава очень сильно изменяется от вуза к вузу, от региона к региону и это то, что может быть измерено в показателях подтверждающих высокую квалификацию преподавательского состава. Одним из таких факторов является активная научная деятельность. В крупных городах ситуация с научной деятельностью профессорско-преподавательского состава лучше, а в небольших областных центрах, конечно, все плохо. Это актуальная проблема, одна из самых актуальных проблем, и с ней очень трудно справиться потому, что негде взять других преподавателей. Кто есть, тот и работает. Казалось бы, можно взять их на открытом рынке (как это сделали в Европе или США). В США вообще открытый рынок профессорско-преподавательского состава мирового уровня, но там и уровень привлекательности этого рынка настолько отличается от нашего, что в наших условиях не возможно, по сути дела, сделать этот рынок открытым. Его можно объявить открытым, но он не станет таким по факту. Столичным вузам легче, нам сложнее, вузам, не таких крупных регионов как мы, еще сложнее. И я не вижу выхода из этой ситуации. Если говорить о другой проблеме высшей школы, то это материальная база вузов. Потому, что корпуса старые, новые не строятся, но об этом что говорить, надо просто понять, что денег в стране нет на массовое строительство хороших новых корпусов с хорошей инфраструктурой. К сожалению, всегда проблемы сводятся к сильной нехватке финансов. Средств, вкладываемых в образование, в том числе высшее, должны бы быть в 100 раз больше, чем сейчас. Денег должно быть очень много, ну, как в Китае. Я не хочу говорить взятничестве, как о проблеме высшей школы, потому что этого просто не должно быть. Если проблема есть, то ее нужно просто искоренить, поскольку это банальный непрофессионализм людей, а непрофессионализм - это отсутствие квалификации. Это надо все искоренять всеми силами, максимально жестоко, но для этого надо менять принцип всеобщего высшего образования. У нас же сейчас не среднее всеобщее образование, а именно высшее, и только ленивый не поступает в вуз. А поступив, став студентом, он не хочет ничего делать. Не хочет! Диплом хочет и идет с этим подношением к преподавателю. А бедный преподаватель поставлен в условия, когда не может его реально отсечь, потому что ему говорят: он же деньги принес, его нельзя отсекать. Поэтому, на мой взгляд, на каждое бюджетное место должен быть жестокий отбор и отсев. И жесточайший отсев тех, кто в этом замешаны: ты не хочешь учиться со своими подношениями - ты нам не нужен, а ты если берешь - ты не профессионал - нам непрофессионалы не нужны!

Иванов Алексей Олегович

Качество образования – это, в первую очередь, наличие высококвалифицированных кадров, способных к эффективной профессиональной деятельности и быстрой адаптации в современных условиях, владеющих современными технологиями в своем направлении. Составляющая частью оценки качества образования является оценка качества «конечного продукта» - нашего выпускника.

Чернышев Олег Николаевич

Особенность Уральского региона в том, что это традиционно промышленный регион и он должен сохранять интерес к инженерному образованию. Но поскольку с промышленностью за последние 20 лет обходились таким образом, что она «на боку» лежит, то уже непонятно, жива ли она. В отдельных секторах еще что-то колышется, но это агония, поэтому мотивации ринуться за тем образованием, которое тебя в эту загнивающую, загибающуюся промышленность впишет, у молодежи нет. В итоге в качестве альтернативы берется образование, которое предполагает более широкий диапазон способов адаптации к социуму. Но это не только гуманитарии. Это программисты, математики. Такая ситуация складывается независимо от того, промышленный регион или нет. Другие регионы не являются промышленными, но в результате все равно востребованными остаются все те же гонимые министерством направления подготовки. Социум все равно диагностирует лучше, чем чиновники.

Кислов Александр Геннадьевич

Мы активно включаемся в дистанционное образование и сразу же видим его ограниченные возможности. Конечно, оно востребовано у студентов, проживающих на отдаленных территориях, это экономически выгодно и им, и вузу. Но здесь несколько взаимосвязанных проблем. 1. Отсутствие контроля (кто сидит на том конце, кто пишет работы, кто отвечает). 2. Техническое и организационное обеспечение этого процесса. Мы сами должны все материалы загружать, осуществлять техническую поддержку. На это уходит время, а результат нулевой. Наша задача – разработать методическое обеспечение, а как оно потом будет внедрено и использоваться – это работа методистов. Эта сторона учебного процесса на дистанте вообще никак не организована. 3. Низкое качество. 4. Отсутствие общения, которое нужно и студентам, и преподавателям.

Олешко Владимир Фёдорович