Выпускникам не хватает социальной зрелости. Жалуются работодатели не только на недоученность, но и на неготовность отвечать за себя, за свои решения. Сегодня степень самостоятельности невысока. При открытом образовании не будет такой опеки преподавателей, индивидуальные траектории увеличат степень самостоятельности.

Банникова Людмила Николаевна

Самая, конечно, главная проблема, что мы всерьез не контролируем качество подготовки. Председатель ГЭК, как правило, прикормленный, прирученный. Приехал, подписал, а принимают те же, кто и учил. Что Вы хотите?! Кстати, в военных училищах и академиях этой системы нет. Там со стороны экзаменаторы. Значит, там, где надо, понимают, что можно, а что нельзя.

Куцев Геннадий Филиппович

У нас получилось, что отрасли ждут специалистов, а высшая школа уже давно не готовит их. Отрасль здесь, а мы пошли мимо. Взаимодействие работодателя и университета взаимовыгодно. Работодатель в этом случае понимает образовательную модель, преподаватель, который работает в вузе, понимает, что работодатель дает ему работу. И это значит, что он будет стремиться к тому, чтобы повысить свои компетенции, знакомясь с работой, выполняя какие-то научно-исследовательские работы.

Мехренцев Андрей Вениаминович

К рискам системы высшего образования относятся: 1) низкое качество; 2) невостребованность выпускников. Перепроизводство по отдельным специальностям: экономисты, юристы и т. д.

Куцев Геннадий Филиппович

Все преобразования в нашей стране всегда происходят рекордными темпами. Те же самые американцы и японцы имели время для развития высшего профессионального образования. А у нас образовательные стандарты не имеют статуса поколения и устаревают раньше, чем они к нам придут. Для решения этой проблемы необходимо взаимодействие. И в этом взаимодействии важную роль должны играть работодатели. Потому что без них образовательные стандарты мы создаем для себя. Качество образования зависит от всех.

Баразгова Евгения Станиславовна

Качество высшего образования сегодня обусловлено тем, что преподаватели должны зарабатывать деньги, а не учить. Мы должны и наукой зарабатывать, и в грантах участвовать, а в сутках всего 24 часа. Преподаватели физически не в состоянии выполнить этот объем работ качественно. Кроме того, занимаясь гуманитарными науками заработать деньги нельзя в принципе. Но открытия в гуманитарном знании переоценить невозможно. Это надо понимать.

Реброва Татьяна Павловна

Обрушение стандартов профессиональной деятельности преподавателя во многом связано с тем, что перестала быть элитной профессия преподавателя с точки зрения общественной и финансовой оценки. Это привело к падению конкуренции на эти места. У нас внутри системы высшего образования эти стандарты утрачены. Что мы делаем? Мы начинаем запускать различные административные процедуры, связанные с защитами, диссентерами. Это тоже нужно делать, но это не вносит в систему оценки и внутреннего саморазвития. Это внешняя система давления на среду, которая как-то повлияет на систему, но механизмов, создающих внутренние корпоративные ценности и стандарты, пока не видно. Это очень серьезный риск.

Клюев Алексей Константинович

Качество образования – это, в первую очередь, наличие высококвалифицированных кадров, способных к эффективной профессиональной деятельности и быстрой адаптации в современных условиях, владеющих современными технологиями в своем направлении. Составляющая частью оценки качества образования является оценка качества «конечного продукта» - нашего выпускника.

Чернышев Олег Николаевич

Риск ухудшения качества образования имеет две стороны. Во-первых, отсутствуют пороги доступа в высшую школу, но это не самый страшный риск. Во-вторых, произошло обрушение стандартов профессиональной деятельности преподавателя.

Клюев Алексей Константинович

Ежегодный мониторинг и многообразные рейтинги учреждений высшего образования носят односторонний характер, в большинстве своем основаны на репутационных оценках и не учитывают внедрение передовых методов обучения и качество знаний выпускников. Главная функция образовательных организаций высшего образования во все времена оставалась неизменной – давать студентам знания, формировать умения и навыки будущей профессиональной деятельности. Удивительно, но качество образования остается на периферии существующих мониторингов и рейтингов. Качество образования может быть достигнуто только при хорошей организации образовательного процесса и определяется, с одной стороны, его содержанием, а с другой – обеспеченностью кадровыми материально-техническими, информационными и другими ресурсами.

Лушенкова Наталья Ивановна

Мы в сегменте среднего и низкого уровня подготовки по многим причинам. Модернизация образования не могла не сказаться на его качестве. Высшая школа стала очень доступна, в нее заходят теперь 100 % выпускников школ. Два фактора – снижение исходного материала и снижение корпоративных стандартов, требований в самой среде профессорско-преподавательского состава и уровня требований к этой среде.

Клюев Алексей Константинович

Взаимодействие между работодателями и вузами, мне кажется более или менее нормальным. Оно всегда формировалось независимо от того, какие модели используются, превалируют в высшем учебном заведении: линейные или нелинейные. Каково качество подготовки специалистов? Нормальное качество. Пусть все предельно авторитарно, где ректор все решает, но если это приносит результат… В принципе в республике сформирован нормальный механизм, инструменты нормального функционирования системы высшего образования, нормальных взаимоотношений высшей власти и высшей школы.

Капитонов Иван Владимирович

Нельзя жёстко с одной системы перейти в другую, необходим плавный переход. Те положительные наработки и традиции, которые существовали в Отечественном гуманитарном образовании ранее необходимо сохранить. Не следует забывать о том, что «оказание» услуг в образовании пагубно сказывается на качестве социума. Учить, воспитывать и просвещать – это задача не только школы, но и вуза. Тогда проблема духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания не будет стоять отдельной задачей, а в стройной системе подготовки кадров в высшей школе органично впишется во всю систему.

Реброва Татьяна Павловна

Серьезный вызов для системы российского высшего образования состоит в том, что она не соответствует запросу экономики, ее ресурсы и производительность не соответствуют запросу экономики. У нас 450–500 человек с высшим образованием приходится на 10000 человек населения при реально внутреннем запросе 150–200 человек. Огромная масса людей с высшим образованием остается невостребованной. Надо либо экономику дотягивать, либо оптимизировать систему образования. Это ключевая и важная проблем, она имеет очень много последствий, в том числе снижение качества образования. На самом деле нет в стране внутренних критериев оценки качества образования, поскольку система избыточна, нет нужды оценивать. Люди с высшим образованием приходят на рабочие места, которые не требуют высшего образования, поэтому работодатели всем довольны. Не довольны работодатели в тех секторах, где реально нужно высшее образование, но таких работодателей мало.

Клюев Алексей Константинович