Проблема российского высшего образования в усиливающейся дифференциации внутри системы по нескольким векторам. Во-первых, региональный вектор – это обезлюживание и уменьшение ресурсов региональных образовательных систем высшего образования. Сегодня в значительной степени механизмы финансирования заточены на поддержку лидеров, а лидеры дислоцируются в основном в столицах – первых, вторых, третьих, четвертых, пятых… Во-вторых, студенты становятся более мобильными, лучшие студенты уезжают из своих регионов. Остается профессура. Профессура – такая каста, которая привязаны к месту сейчас, к работе, по большому счету университеты начинают охоту за профессорами. Университеты становятся разными, университеты перестают быть равноправными участниками, они начинают дифференцироваться по уровню, по статусу, по качеству образования. Система перестает быть однородной, при этом мы остаемся одной из самых централизованных образовательных систем в мире.

Клюев Алексей Константинович

Сегодня многие страны помогают своим лидерам укрепить позиции в глобальном научно-образовательном пространстве. «5-100» – хороший проект. Но нет понимания сроков, что это длительный процесс, в котором нельзя ждать быстрых результатов. Во-вторых, формализация всех показателей становится целью. Чего мы хотим?! Мы хотим достижения целевых показателей или мы хотим перепозиционирования университета?! Это риск подмены реальных стратегических целей, а стратегическая цель – это повышение конкурентоспособности. Идет подмена индикаторами. В большинстве случаев – это мусорные публикации, дутые цифры иностранных студентов, дутые объемы НИР, НИОКР. Это есть в практике всех университетов, которые участвуют в проекте, все они имитируют результаты. Имитационность очень вредна. Противоядие против этой болезни не выработано. В университете нет реальной экспертизы, это влияет на перспективу имитации результатов. Нужна экспертиза, которая бы отделяла формальную и имитационную деятельность от реальной деятельности. Экспертиза должна быть постоянной, а также должны быть оценки степени имитации.

Клюев Алексей Константинович