Усиливающаяся нелинейная экономическая и социокультурная динамика российского общества породила потребность в нелинейном развитии высшего образования, создании его новых концепций и моделей.

Цель проекта –  разработка концепции нелинейной модели высшего образования, обеспечивающей ее конкурентоспособность в глобальном образовательном пространстве, повышение его роли в жизни общества и конкретных регионов страны, превращение в драйвера социально-экономического и социокультурного развития.

Задачи проекта

  1. Разработка путей и этапов перехода от традиционной линейной к нелинейной модели высшего образования.
  2. Проектирование новых стратегий развития вузовских образовательных общностей, направленных на их превращение в авангардные общности.
  3. Обоснование инновационных организационно-управленческих подходов к реализации новой модели высшего образования.
  4. Формирование региональной стратегии развития высшего образования в рамках его нелинейной модели, органично включенной в систему российского образования в качестве его элемента.
  5. Определение рисков, барьеров, уязвимостей, побочных эффектов, латентных последствий реализации концепции нелинейной модели высшего образования.

Научная новизна поставленных задач определяется концептуализацией нелинейной модели высшего образования в России и выявлением условий ее реализации.

Качественные характеристики нелинейной модели высшего образования

  1. Достижение высокого уровня сложности внутрисистемных связей, организационных процессов,

межинституциональных отношений, складывающихся вокруг системы высшего образования.

  1. Использование новой ресурсности, состоящей в опоре на новый тип знания (научно-образовательное знание); новый тип междисциплинарности (тесная связь высшего образования с институтами общества и новыми социальными практиками); новый вид капитала (социальное время, реализуемый в темпоральных практиках субъектов высшего образования); новый уровень развития и взаимодействия образовательных общностей (базирующийся на принципах открытости, ответственности, доверия, взаимной заинтересованности).
  2. Обеспечение альтернативности, выраженной в возможностях широкого выбора научно-образовательных программ и индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий.
  3. Усиление мобильности, проявляющаяся в ориентации высшего образования на опережающие пути развития, скорость и своевременность его изменений.
  4. Превращение высшего образования в драйвер социально-экономического, культурного и научного развития общества в целом и его конкретных регионов.

Теоретические и практические результаты проекта:

  1. Концепция нелинейной модели высшего образования в России в условиях экономической и социальной неопределенности.
  2. Нелинейная модель для системы высшего образования региона.
  3. Характеристика нелинейных стратегий развития образовательных общностей в системе высшего образования региона.
  4. Социальные технологии управления процессом перехода регионального высшего образования к его нелинейной модели в условиях экономической и социальной неопределенности.
  5. Прогноз тенденций, рисков, уязвимостей в развитии высшего образования в условиях перехода к его нелинейной модели.
  6. Информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий информационную поддержку исследования и научную коммуникацию между членами коллектива, экспертами различных уровней, представителями целевых аудиторий региона.